Создание ИО(информационного общества) и его преобразование в ОЗ(общества знаний) являются ключевой задачей течения, называемого «трансгуманизмом». Трансгуманизм представляет собой
мировоззрение, которое постулирует необходимость фундаментального изменения каждого отдельного человека и всего человечества в целом с помощью передовых технологий. Целью такого изменения называется ликвидация страданий, старения, смерти, а также усиление физических, умственных и психологических возможностей человека [4, с. 5]. Трансгуманизм был официально основан в 1950-х годах лордом Джулианом Хаксли (1887-1975) [5, с. 131; 6, с. 13-17]. Уже в 1966 г. было постулировано, что цель трансгуманизма состоит в переходе с помощью современных достижений науки и техники к постчеловеку - существу, обладающему принципиально новыми способностями (в частности, телесным бессмертием); при этом, ОЗ, являющееся базисом трансгуманистического общества, предлагается считать «постчеловеческим обществом» [4, с. 5].
В настоящее время доктрина трансгуманизма не является теоретически разработанной в полной мере. Поэтому говорить о степени изученности темы трансгуманизма в целом и отдельных проблем, им поднимаемых, следует достаточно осторожно. Количество выпускаемой в мире на тему трансгуманизма литературы немалое. В российской литературе работы сторонников
трансгуманизма солидарны с тем, что высшей целью трансгуманистической трансформации является преодоление природной (во всех смыслах)
обусловленности человеческого бытия, «исправление» и «улучшение»
человеческой природы, а наука является инструментом такого преодоления [7, с. 303; 8, с. 11 и сл.].
К началу 1980-х гг. рядовой потребитель ещё фактически ничего не знал о компьютерах, даже в их чисто утилитарном, сугубо вычислительном аспекте. Однако в 1982 г., спустя всего лишь год после начала серийного выпуска IBM PC, журнал «Time» назвал компьютер «машиной года», причем в понятие «компьютера» объединялись как его чисто вычислительные и тому подобные инструментальные способности, так и интеллектуальная составляющая.
С 1990-х гг. начались разработки компьютерной техники, которая могла бы подменить собой человека. Изменения компьютера базировались на использовании иных физических принципов построения его узлов: 1) квантовый компьютер, 2) нейрокомпьютер, 3) биокомпьютер. Оценку этих новшеств следует рассматривать двояко: во-первых, с чисто механистических позиций (по выполняемым функциям), во-вторых, с идеологических позиций (с точки зрения контроля над человеком).
Суть квантового компьютера заключается в применении его для анализа и управления сложными многочастичными системами, подобными биологическим, а именно для быстроты обработки большого объёма информации [24, с. 112-201]. Однако человек также является многочастичной системой. Поэтому управление абстрактной сложной многочастичной системой можно рассматривать как тренировку по управлению человеком. Если многочастичную систему сравнить с человеческим обществом, где каждый индивидуум сравним с частицей, то квантовые компьютеры могут управлять человеческим обществом. Квантовый компьютер призван к поиску способа получения информации, который позволит воспринимать состояние в целом, не разрушая его. Однако идеальный прибор, который создала природа для восприятия информации - человеческий мозг. Отсюда идёт обсуждение возможностей соединения между собой «квантового компьютера» и «нейронного компьютера».
Целью разработчиков нейрокомпьютерного интерфейса является окончательное создание ИИ [25, с. 13; 26, с. e2372]. Конструирование искусственного аналога мозга человека позволит создать высоконадёжные информационно-перерабатывающие самоорганизующиеся, самоадаптивные, беспрограммные системы переменной структуры, обладающие способностями к приспособлению. Иначе говоря, станет возможным создание машины, которая будет принимать самостоятельные решения, не завися от своего «творца» - человека. Создание искусственных нейронных сетей, аналогичных нервной системе живого организма, позволит приблизиться к той эффективности в процессах обработки информации, которой обладают животные и человек. Первым реальным результатом в этой области стало создание в 2012 г. в университете Ватерлоо (Канада) ИИ Spaun на основе нейронной сети из 2,5 млн. нейронов, который ведёт себя максимально близко к человеческому. Spaun способен осуществлять мыслительную деятельность и умеет имитировать взаимодействие различных частей головного мозга во время этого процесса [27].
Эта разработка продолжает традицию Дж. Маккарти, то есть попытку полностью воспроизвести работу человеческого мозга при помощи компьютера. Полагается, что такое воспроизведение в полной мере невозможно, поскольку интеллектуальные функции присущи только биологическим организмам, то есть таким, поведение которых нельзя однозначно предсказать [28, с. 231; 29, с. 132]. Показано, что поведение и мозг машины всегда будут отличаться от поведения и мозга человека [30, с. 78]. Однако теоретически возможно, что машина будет самообучаться до тех пор, пока не сравняется и превзойдёт человеческий интеллект [30, с. 101; 31, с. 68]. Это будет возможно потому что машина отключает «ненужную» человеческую эмоциональность (беспокойство, любовь, сновидения и т.д.) и моральность [30, с. 102; 31, с. 69]. Чтобы избежать господства машины над человеком надо рассматривать человеческий мозг как простой компьютер и «усилить» его чипами-имплантантами или чипами-приставками [30, с. 104; 31, с. 77; 32, с. 141; 33, с. 139]. Нетрудно увидеть, что благодаря этим идеям, не машина станет человеком, а человек превратится в машину, станет киборгом. Поэтому, говоря сегодня об ИИ, нужно подразумевать не очеловечивание машины, а механизацию человека. В этом случае у электронного человека будут ликвидированы как эмоциональность, так и моральность. Электронного человека можно также назвать матричным человеком. В психологическом смысле матрица есть установка на создание нового мира с заданными свойствами и возможностью их изменять с помощью перебора многих вариантов. Такой человек отрицает неизменность бытия, национальность, кровь и род, судьбу, традицию. Он отрицает трагедию жизни, поскольку в его жизни нет места греха и спасения от этого греха. Электронный человек — это практический идеалист, который создаёт так называемое «всеобщее счастье»: выше мы показали его тождественность с ницшеанским «сверхчеловеком».
Главное свойство «биокомпьютеров» заключается в том, что каждая их клетка - миниатюрная химическая лаборатория. Если биоорганизм запрограммирован, то он сам по себе производит нужные вещества. То есть технологии «биокомпьютеров» подразумевают следующее: как заменить машиной традиционную биологию, или смоделировать «эволюцию в пробирке»? Уточним: как найти способ сразу создавать системы с заданными свойствами, программировать клетки на уровне генов для выполнения требуемых функций [34, с. 430-434]? В 2001 г. был создан пробный образец биокомпьютера, предназначенный для генного анализа. Его создание положило начало так называемой наномедицине. Заявлено о необходимости внедрять молекулярные наноустройства (нанороботы) в тело человека для мониторинга состояния его здоровья и синтеза необходимых лекарств. Однако внедрение в человеческое тело чужеродного механизма означает контролирование этого тела тем, кто управляет внедрённым механизмом.
Таким образом, перевод информатики из чисто прикладной науки в теоретическую, вкупе с её отрывом от моральных аспектов человеческого бытия, привёл к возможности создания таких механических устройств, сам процесс создания которых может быть рассматриваем в качестве примера аморального прогресса.
Читаем и думаем
Таланин Сущность иидеологии трансгуманизма