Герард Бёкенкамп: Глобальная религия КОВИД и агрессивный конформизм

Немецкий либеральный историк Герард Бёкенкамп (https://www.achgut.com/artikel/Corona_Klima_Religion_sehnsucht_nach_dem_opfer) задаётся вопросом, в чём причина ковид-лоялизма и приходит к интересным выводам.

Почему так много людей с готовностью согласились на ограничение своих свобод, и почему они с такой враждебностью реагируют на корона-диссидентов или противников климатической политики? Что делает послушание таким привлекательным?

Опираясь на работы антрополога Мэри Дуглас и религиоведа Вальтера Буркерта, Бёкенкамп утверждает, что активное принятие населением различных строгих мер, связанных с политикой в отношении пандемии (например, обязательное социальное дистанцирование) и изменения климата (сокращение потребления энергии), повторяет некоторые узнаваемые модели, которые он связывает с определенными религиозными явлениями. К ним относятся ожидания жертвенности в форме самоотречения или самонаказания; приоритет моралистических аргументов (пандемия или наводнения как наказание за неправильное поведение, загрязнение природы, человеческий фактор); риторика осуждения еретиков (антивакцинаторов и отрицателей климата); появление выдающихся фигур, которые, по мнению Бёкенкампа, играют роль святых или священников. Участие в коронавирусной и климатической политике, утверждает он, подразумевает повторение атавистических моделей поведения, знакомых по традиционным религиям, но теперь, в преимущественно светском обществе, разыгрываемых под эгидой научного авторитета. Отсюда его предположение, что наука работает в качестве замены религии.

Итак, "современное" общество оказывается быстро готово принять ограничение всех мыслимых свобод, как только становятся задействованы квази-религиозные паттерны.

"Корона-кризис и изменение климата создают условия для новых форм социального дисциплинирования и навязывания приоритетов коллектива индивидууму и против индивидуума включая остракизм, исключение, наказание и маргинализацию всех тех, кто сопротивляется этому социальному дисциплинированию. Западные общества больше не держатся вместе через родственные отношения, как в традиционных племенных обществах, и не основаны на сплоченности через идентификацию с этнонациональным коллективом. Легитимность социальных правил больше не связана со ссылкой на классическую религию. Корона и климатическая политика вместе представляют собой амбициозную попытку дать де-национализированному и все более атомистическому глобальному обществу новую цель, направление и порядок на основе ожидания спасения и апокалиптических версий конца времен, имеющих псевдонаучное обоснование", - отмечает Бёкенкамп.

Коронавирус и "изменение климата" дают новые ориентиры для потерявшего всё что его сплачивало раньше западного общества. Однако, вопрос, как эта западная псевдорелигия будет резонировать с настоящими религиями и другими формами традиционной солидарности, которые в незападном мире ещё сильны.

Герард Бёкенкамп о том, что реальная цель коронавирусных органичений - заставить людей страдать.

"Прагматические инициативы, такие как защита групп риска с помощью тестов в домах престарелых, или расширение системы углеродных кредитов, или развитие ядерной энергетики, могут снизить смертность и выбросы углекислого газа, но они не способствуют достижению настоящей цели: моральному очищению общества - и по этой причине такие практические шаги в Германии в основном игнорируются.

Обязательные маски на улице, ограничение скорости на автобане, обилие запретов и климатических норм, по сравнению с этим, относительно неэффективны, но они служат истинной цели: заставляют человека раскаяться. Говоря прямо, простые решения - это аморальные решения. Чтобы решение считалось нравственным, каждый человек должен нести бремя и участвовать в страданиях. Единственное возможное спасение от верной гибели - чтобы нас не постигла божественная кара, как Содом и Гоморру, и чтобы нас не заставили долго идти по пустыне, как народ Израиля после пляски вокруг золотого тельца - единственный путь - это подчинение общественному предписанию, подчинение индивидуальных желаний и потребностей интересам общества, путь отречения и покаяния.

Призыв политиков к добровольной жертве, напряжению, отрицанию и подчинению падает на психологически благодатную почву перед лицом катастрофы. Ведь существует универсальный феномен. когда люди перед лицом угрозы реагируют на нее, накладывая на себя ограничения и причиняя себе боль. Этот ритуализированный мазохизм может принимать различные формы: шествия флагеллянтов в Средние века в ответ на Черную чуму или так называемые жертвоприношения пальцев, когда люди подвергались ампутации, чтобы уберечься от катастрофы. Использование маски, отказ от свежего воздуха на улице, избегание контактов с людьми, домашний арест, отрезанность от социальной жизни - все это соответствует критериям религиозной жертвы".

Главный редактор американского журнала Telos (политическая философия и социология) Рассел Берман развивает (https://t.me/bovdunov/595) тезисы Бёкенкампа. По мнению Бермана (https://www.telospress.com/taking-advantage-of-the-crises-comments-on-bokenkamp/), не только кризис ковид и эко-истерия, но культура отмены и "повестка" пропитаны псевдорелигиозностью, например "ритуал преклонения колена на спортивных соревнованиях и настойчивое произнесение имен умерших".

Интересно, что cancel culture и BLM он трактует "как новую форму американской мягкой силы в настоящем, даже если она претендует на критику прошлого США". Всё вместе это формирует единое трансатлантическое символическое пространство, где распространяется биополитическое наблюдение посредством обширного тестирования, социальный остракизм, направленный на инакомыслящих ( не важно, это ковидодиссиденты, критики зелёной повестки или белые цисгендерные мужчины), и особенно всепроникающей перспективой цензуры в социальных сетях.

На трёх китах: "повестке", ковид-демагогии и эко-истерии строится новая идеология трансатлантизма. Разрушение традиционных структур общественной солидарности ведёт через хаос - к рабству.

"В современных обществах происходит квантовый скачок в усилении социального контроля. Заключительное объяснение Бёкенкампа - оставив в стороне вопрос о религии - вызывает тревогу. Мы живем в обществах с недостаточной социальной сплоченностью. Социально-политическое регулирование, возникшее в результате холодной войны, закончилось несколько десятилетий назад. Традиционные культурные узы, которые могли связывать и которые, возможно, существовали в прошлом, исчезли, и эти структурные нарушения, несомненно, усилились под влиянием глобализации, а также протеста против нее - популизма. Новые формы социального контроля, узаконенные пандемией и изменением климата, следует понимать как ответ на эту нестабильность: управление мнением и мониторинг поведения с целью ограничения инакомыслия. Между тем новые технологии и их трансформация публичной сферы обеспечивают инфраструктуру для наблюдения и цензуры. Социальная система смогла воспользоваться реальными вызовами общественному здоровью, будь то вирус или изменение климата, чтобы навязать новый режим контроля. Кризисы превратились в возможности, которые не будут упущены. Добро пожаловать в новый паноптикон".
(с) ТГ